Санкт-Петербург
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Демократия участия. Статья Андрея Исаева

10 февраля 2016, 10:35
Статья заместителя секретаря Генсовета «Единой России», вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, опубликованная в сегодняшнем номере «Российской газеты»

Представительная демократия в России, как и во всех развитых странах, – основа политической системы. Однако, как и повсюду, ее уже явно недостаточно для вовлечения максимального большинства граждан в решение общих задач развития страны, преодоления чувства отчуждения народа от власти. Необходимо развитие демократии участия, построение системы, при которой все решения, затрагивающие интересы тех или иных групп людей, принимаются только при их непосредственном участии.

Для этого, во-первых, самодеятельным и саморегулируемым организациям граждан должен быть передан ряд важных функций в системе государственного управления и местного самоуправления.

Во-вторых, участие граждан в принятии непосредственно затрагивающих их решений может быть расширено благодаря регулярному проведению местных референдумов и опросов.

В-третьих, демократия участия предполагает создание открытой системы местного самоуправления.

В-четвертых, надо развивать и поддерживать институты гражданского общества, усиливать роль его представителей в управлении государственными процессами.

В-пятых, обязательно должна сохраняться прямая взаимосвязь президента и Общероссийского народного фронта – широкой общественной коалиции, занимающейся борьбой с коррупцией, контролем над исполнением указов и поручений главы государства. Напомню, что ОНФ был создан по инициативе Владимира Путина пять лет назад. Предложение о его создании прозвучало 6 мая 2011 года на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Волгограде. Сегодня в работе Общероссийского народного фронта принимают участие десятки тысяч граждан по всей стране.

В-шестых, нужно укреплять контрольные полномочия общественных советов при органах власти. Советы должны ежегодно заслушивать подробные отчеты руководителей соответствующих ведомств, контролировать их бюджетные расходы.

В-седьмых, надо усиливать роль Общественной палаты России в жизни нашей страны. На недавно состоявшейся встрече членов палаты с председателем Государственной Думы подчеркивалось, что уже выстроилась система участия Общественной палаты в принятии федеральных законов, ее эксперты фактически проводят нулевые чтения по всем социально значимым законопроектам. Однако необходимо сделать следующий шаг. Общественная палата могла бы сыграть существенную роль в мониторинге реализации этих законов.

Так, сегодня чрезвычайно актуален анализ реализации закона о нуждаемости. Отмечу, что в соответствии с данным законом регионы вправе вводить критерии нуждаемости при оказании социальной помощи. При этом Государственной Думой в ходе консультаций было снято предложение правительства отменить 155 статью 122 закона, которая устанавливала, что никому не могут быть ухудшены условия социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2004 года. Мы настояли на том, что критерии нуждаемости не будут вводиться, например, в отношении тружеников тыла или жертв политических репрессий. Также в законе зафиксировано положение, в соответствии с которым бюджетные средства, высвобождающиеся при введении критериев нуждаемости, как правило, должны направляться на оказание социальной помощи. Очень важно, чтобы Общественная палата России и общественные палаты регионов организовали широкое обсуждение соответствующих решений и их экспертизу. Это нужно прежде всего для того, чтобы введенные критерии нуждаемости были ясными, понятными, прозрачными и чтобы ни у кого не возникло соблазна использовать их для экономии на тех гражданах, которым реально надо оказывать помощь.

Общественная приемная