Санкт-Петербург
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Людмила Косткина: «Скорая помощь сама нуждается в поддержке»

09 октября 2013, 17:13
8 октября в конференц-зале Санкт-Петербургского регионального отделения Партии «Единая Россия» состоялось заседание партийной Комиссии по социальной политике под руководством депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, члена фракции «Единая Россия» Людмилы Косткиной. Основная тема заседания - оказание жителям Петербурга скорой медицинской помощи.

 

От случая – к системе
 
Началось же заседание с обсуждения случая, вызвавшего широкий общественный резонанс. В ночь на 1 октября в Калининском районе, к 4-летней девочке, у которой начались острые желудочные боли, родителями была вызвана скорая, которая ехала 45 минут, несмотря на то, что станция скорой помощи находится в пределах 3 км от адреса, время было позднее и пробок не было. Многочисленными присутствующими медицинскими работниками, представителями общественности и средств массовой информации именно этот случай был воспринят, как причина заседания комиссии.
 
Однако председатель комиссии - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Единая Россия» Людмила Косткина четко дала понять присутствовавшим, что заседание комиссии было плановым, этот случай далеко не единственный и только подтверждает наличие существенных проблем в системе скорой помощи.
 
«С начала года было 82 обращения петербуржцев – жалобы на работу «скорой помощи, - рассказала Людмила Косткина. – И это – статистика обращений только, сюда в центральную Общественную приемную нашей Партии. Среди них были выявлены серьезные случаи, касавшиеся пациентов. В одном случае бригада не выявила у пожилого пациента симптомов инфаркта, рекомендовав ограничиться приемом лекарств, в другом – отказала в госпитализации больного, которого пришлось экстренно спасать в ту же ночь».
 
Кроме этого были случаи, когда «скорая», несмотря на требования ведомственных нормативных документов о 20-ти минутном прибытии к пациенту, опаздывала, когда пациенты не могли дозвониться до скорой помощи, никто не брал трубку и многие другие. Поэтому еще в июне этого года мы запланировали заседание комиссии по рассмотрению проблем и недостатков всей системы скорой медицинской помощи. И вот сегодня – назрело».
 
По результатам проверки, выяснилось следующее: сигнал на «03» поступил в 23.58, он сразу был передан в неотложку при поликлинике. Однако, как пояснила главный врач поликлиники, выезд скорой заблокировал грузовой автомобиль (к поликлинике примыкает магазин), и 20 минут потребовалось для того, чтобы найти его водителя и отогнать фуру в сторону. Еще 10 минут неотложка искала парадную (были якобы переданы ошибочные данные), итого – задержка в 45 минут.
 
«Конечно, бригада скорой должна знать особенности выезда от поликлиники, и каждый жилой дом в районе», - пояснил начальник отдела здравоохранения администрации Калининского района Юрий Коротков.
 
«Проблемы, конечно, есть, - констатировала Людмила Косткина, - и мы здесь собрались не для того, чтобы сказать, как всё хорошо. А для того, чтобы разобраться в проблемах и решить их. В любом случае, долгое ожидание скорой помощи – и тем более к ребенку! – недопустимо. И – на будущее – объяснения вроде того, что был перекрыт проезд другими машинами и т.п. – недопустимы».
 
«Пациента привезли в наш университет, - сказал ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Владимир Леванович. – Поэтому могу заверить, что мы примем больного ребенка в любое время и вне зависимости от дежурства».
 
Стараниями врачей с Литовской улицы девочка была спасена. Но сам этот случай, ставший достоянием общественности благодаря активной позиции родственников пациентки, выявил цепочку проблем нашей скорой.
 
Нет обратной связи
 
Однако мы порой не представляем, насколько трудна и даже опасна работа врачей и персонала скорой помощи. Это и нападения на врачей и фельдшеров (более 30 за этот год), и нехватка кадров (работа в скорой для молодых врачей не престижна), и чего уж тут скрывать, неадекватное поведение пациентов и их родственников, и хамство на улицах, когда карете скорой помощи даже со включенными спецсигналами не уступают дорогу.
 
«Данный пример отражает и системные проблемы нашей скорой, - резюмировал Председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Валерий Колабутин. – Недостатки единой информационной системы передачи данных, и наплевательское отношение водителей частного и коммерческого автотранспорта к проездам, используемым скорыми. И большая текучка, в силу которой персонал хорошо не знает район. Наконец, желание родственников пациентов ехать не в дежурные больницы, а туда, где есть договоренности с врачами. Но это не всегда возможно сделать! Кроме того важную проблему представляет дефицит подстанций. Петербург уверенно развивается – это прекрасно. Однако социальная и медицинская инфраструктура отстает по темпам развития от жилищного строительства. В нашем городе нужно построить как минимум 10 новых «домов для скорой», однако процесс медленно движется: в этом году нами будет введена в строй одна подстанция, а в 2014 - две».
 
Председатель Комитета по здравоохранению Валерий Колабутин привел интересную статистику: «В Петербурге круглосуточно работают 180 бригад скорой помощи. За год они отрабатывают 1,8 млн вызовов – по 4,7 тыс. в день. 84% всех вызовов укладываются в норматив до 20 минут на то, чтобы добраться до пациента».
 
«Надо добиться строительства оставшихся в 2014 году, это должно стать целью фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании», - отметила Людмила Андреевна. Ликвидировать путаницу в номерах вызова скорой, когда мы набираем «03»,а нас просят перезвонить в неотложку в поликлинику по 7-значному номеру. И дозванивайся, как хочешь. Надо ввести единый номер для скорой, пусть это будет «03» или «112».
 
Новая реформа
 
Дискуссия о проблемах петербургской скорой выявила тревожные тенденции развития этой области. Все медработники Северной столицы обсуждают новую реформу, целью которой станет переделка наших неотложек по американскому
 
образцу – когда задачей скорой помощи будет всего лишь довезти пациента до больницы, не оказывая, по сути, никакой помощи. Подобный переход – если он состоится – сломает устоявшуюся систему, а в глубинке и вовсе уничтожит ее. В этих условиях любое публичное обсуждение ошибок врачей скорой воспринимается профессиональной средой как оправдание реформы.
 
О чем, собственно, речь? Очередная переделка устоявшейся системы начнется с 1 января 2014 г. и регламентируется приказом Минздравсоцразвития №388 от 20.06.2013 г. «Согласно этому приказу, мы должны изменить состав бригад скорой помощи, - прокомментировал нововведение главный врач СПб ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи Алексей Бойков. – Если сейчас бригады, как правило, состоят из 3 человек (врач, фельдшер, водитель), то с 1 января 2014 г. в карете скорой помощи поедут двое. Один из них должен сочетать две профессии: бригада будет состоять из водителя и врача-фельдшера, либо из водителя-фельдшера и врача».
 
Как это получится на практике, не понятно. Во-первых - из-за квалификационных требований. Так, водитель-фельдшер с одной стороны, должен иметь права категории «В» и стаж вождения не менее 3-х лет, с другой - среднее медицинское образование. Таких специалистов сейчас в скорой помощи нет, кто и когда их будет готовить непонятно. Во-вторых - уже сейчас одной из самых распространенных причин увольнения врачей и фельдшеров скорой помощи значится опасение за личную безопасность. Это когда врач с фельдшером ночью заходят в темную парадную или едут на вызов к дебоширам-алкоголикам.
 
В следующем году двери подъездов будет открывать один врач. Может ли его сопровождать водитель-фельдшер? Наверное, если он рискнет оставить во дворе спецавтомобиль, стоимость которого с оборудованием доходит до 8 млн руб. Да и представить, как водитель-фельдшер сядет за руль после того, как поможет врачу оказать медицинскую помощь пациенту, а потом еще доставить пациента до машины, тоже проблематично.
 
В соответствии с новыми требованиями и федеральным законом №322 необходимо разделить все вызовы на два типа: экстренные (когда есть угроза жизни) и неотложные (когда явной угрозы жизни нет). Но кто сможет оценить состояние больного - со слов родственников или случайных прохожих? Диспетчер на телефоне без медицинского образования или в лучшем случае девочка-санитарка? Ведь получается так, что именно она, выслушав по телефону эмоциональные, путанные, не профессиональные пояснения о симптомах, не видя самого больного, должна будет поставить диагноз и на основе его определить, к какому типу вызова относится этот «очень болит живот». Что у ребенка - острый аппендицит, требующий оперативного хирургического вмешательства, отравление или просто расстройство желудка? Ведь именно этот человек будет нести уголовную ответственность за ошибку – например, отказ в вызове бригады.
 
Следующая проблема, порождаемая реформой - кадровая. И сейчас - по словам Председателя Комитета по здравоохранению Валерия Колабутина - обеспеченность скорой кадрами составляет 64,3%. Традиционное подспорье скорой помощи – студенты-медики, подрабатывающие санитарами. И деньги они зарабатывали, и с работой скорой помощи знакомились и получали навыки практической работы. Будни неотложки пугали не всех – самые стойкие приходили работать сюда после окончания вуза. Но с 1 января 2014 г. должность санитара из бригады скорой исключена. А без студентов – нет свежего поступления будущих молодых специалистов…
 
Третья проблема - несоответствие автомобилей скорой помощи по техническому оснащению требованиям нового закона и новым стандартам. Дооборудование только одного автомобиля обойдется бюджету Санкт-Петербурга более 2 млн руб, а их около
 
двухсот, следовательно, кроме больших денег это потребует и значительных затрат времени.
 
Итоги встречи
 
Дискуссию о проблемах скорой помощи Петербурга можно завершить словами главного врача «Городской многопрофильной больницы №2», доцента Военно-Медицинской Академии, секретаря Василеостровского отделения партии «Единая Россия» Игоря Фигурина: «Скорая помощь – это свой мир, свой уклад. Когда я был студентом Военмеда, хотел попробовать себя «на гражданке» - в неотложке. Одного дня мне хватило, чтобы вернуться в свою Академию и 30 лет отдать военной медицине! Давайте ценить то, что делают врачи и фельдшера белых карет скорой помощи 24 часа в сутки 365 дней в году!»
 
В конце заседания комиссии Людмила Косткина заверила присутствующих, что все случаи нарушений в работе скорой помощи будут расследоваться. «Скорая помощь сама нуждается в поддержке», - закончила свое выступление Людмила Андреевна.
 
Заседание закончилось принятием конкретных мер, направленных на решение выявленных и обсужденных проблем. Решение комиссии таково:
 
1. Рекомендовать депутатам фракции «Единой России» обратиться в адрес Губернатора Санкт-Петербурга:
 
1.1. с просьбой ускорить развитие автоматизированных информационных систем обработки вызовов станций скорой медицинской помощи и автоматизированных систем управления выездными бригадами станций скорой медицинской помощи, которые позволят объединить районное и городское звенья данной службы.
 
1.2. ускорить строительство 10 остро необходимых городу подстанций скорой медицинской помощи в целях решения вопроса по доступности услуги скорой медицинской помощи в соответствии с программой развития «Служба скорой медицинской помощи на 2012 – 2015 годы».
 
2. Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга совместно с медицинскими вузами города рекомендовано разработать план работы для привлечения студентов старших курсов высших медицинских учебных заведений в городское здравоохранение.
 
3. С целью уменьшения жалоб жителей города отделам здравоохранения районов Санкт-Петербурга усилить контроль за работой скорой (неотложной) помощи при поликлиниках, а также укомплектования бригад специалистами. Принять меры по улучшению материально-технической базы подстанций скорой медицинской помощи.

Общественная приемная