Татьяна Захаренкова: Спасение Серебряного пруда – насущная необходимость

«Пруд, заложенный еще в 1856 году, за эти полтора века стал неотъемлемой частью истории города», - рассказала депутат Законодательного собрания, член фракции «Единая Россия» Татьяна Захаренкова. – «В начале XX в. на пруду была разбита купальня, рядом построен чайный павильон, летний театр. Оригинальное техническое решение, которое применили строители пруда, в течение многих десятилетий обеспечивало чистоту воды в нем. В годы блокады Серебряный пруд снабжал чистой водой ленинградцев, что спасло тысячи жизней.
В 60-х годах XX века на прилегающей к парку территории началось активное жилищное строительство. Вмешательство в экосистему привело к понижению уровня грунтовых вод. Пополнение пруда водой стало проводиться не с помощью родников, что предполагалось при создании пруда и парка и происходило в течение сотни лет, а посредством городского водопровода. Серебряный пруд обмелел, дно стало илистым, вода стоячей.
В 2000-2002 гг. были проведены работы по реконструкции водоема и парка. И тем не менее, до последнего времени состояние пруда производило удручающее впечатление, он стремительно превращался в болото. Ещё несколько лет назад пруд пополнялся из водопровода ОАО «Светлана», расположенного неподалеку. Со стороны предприятия это было практически спонсирование городского коммунального хозяйства. Но в ноябре 2012 года работа Невской насосной станции была остановлена, оборудование отключено и частично демонтировано.
Стало стремительно ухудшаться и состояние прибрежной территории, её перестали очищать от мусора.
С письмами, касающимися состояния Серебряного пруда и прилегающей территории я обращалась в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, другие инстанции. К сожалению, это мало что дало.
Осенью 2014 года после долгого перерыва водоём стал вновь пополняться - после волевого решения главы ГУП «Водоканал» Фелекса Кармазинова, к которому я также обратилась с просьбой помочь в решении этой проблемы. В этом году сложилась такая же ситуация, и после письма к генеральному директору ГУП «Водоканал» пруд стал наполняться водой. На майские праздники петербуржцы вновь увидели то, что напоминает памятник истории и культуры, а не большую полувысохшую лужу. Феликс Владимирович Кармазинов, почетный гражданин Санкт-Петербурга, оказался человеком слова, настоящим петербуржцем, которому дороги наш город и памятники его истории и культуры. К слову, и сотрудники садово-паркового хозяйства «Выборгское», несмотря на то, что по новым техническим регламентам уборка прибрежной территории от наплывного мусора в их компетенцию теперь не входит, пояснили в петербургской прессе: «Мы всё равно прибираем территорию, убираем все, что прибивает к берегу. Весной почистили двухметровую береговую зону. Работаем на общественных началах, хотя заниматься Серебряным прудом формально и не должны».
Но будущее Серебряного пруда не может и не должно зависеть от доброй воли и благородства одного или даже нескольких человек и организаций. Эта проблема должна решаться системно и на городском уровне. Сегодня этого не происходит, что не лучшим образом сказывается на авторитете городской власти. Но дело не только в этом и дело не просто в сохранении памятника истории и культуры – хотя и это тоже чрезвычайно важно.
Больше 30 лет назад американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг сформулировали и блистательно экспериментально доказали теорию разбитых окон. Название её происходит от типичного мелкого правонарушения: битья стекол. Коротко и грубо эту теорию можно изложить так: если вовремя не заменить в доме разбитое стекло, то вскоре в нём не останется ни одного целого окна, а со временем начнется мародёрство и резкое ухудшение общей криминогенной обстановки в районе, не говоря уже об общей атмосфере.
Мы все знаем, что самые незначительные события могут оказаться катализатором грандиозных изменений. Как говорилось в детском стишке,
Не было гвоздя -
Подкова
Пропала.
Не было подковы -
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала -
Командир
Убит.
Конница разбита -
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
(С.Я.Маршак)
Спасение Серебряного пруда, разработка программы его сохранения – это не прихоть нескольких человек, живущих по соседству и любящих красивые пейзажи. Это насущная необходимость, чтобы наш город оставался культурной столицей, чтобы мы все были достойны его великой биографии. В последние десятилетия история Петербурга и всей страны неоднократно демонстрировала: можно разрабатывать сколь угодно масштабные программы развития, но невнимание к деталям, пренебрежение к мелочам, неуважение к нуждам людей, которые со стороны могут показаться весьма незначительными, - всё это может похоронить самые грандиозные проекты. Очень не хотелось бы, чтобы история Серебряного пруда стала очередной главой в цепи подобных сюжетов».