Санкт-Петербург
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Татьяна Захаренкова: Введение изучения второго иностранного языка в школе – шаг вперед

08 сентября 2015, 15:44
Как известно, с этого учебного года в школьную программу во всех регионах России вводится обязательное изучение второго иностранного языка с 5-го класса. Инициативу Министерства образования РФ прокомментировала депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Единая Россия», полномочный представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по международным связям Татьяна Захаренкова

- Я заканчивала педагогический институт имени А. И. Герцена как раз по специальности «Преподаватель иностранного языка (английский и испанский)». И мне особенно приятно такое внимание к не чужой для меня сфере. Безусловно, подобное нововведение можно только приветствовать. Странно было бы утверждать, что знание двух иностранных языков хуже, чем владение одним. 

- И тем не менее, у этой идеи есть и противники. Мол, даже в школах Москвы и Петербурга преподавание иностранного не всегда на высоте, что уж тут говорить про всю страну. Хватит ли ресурсов, чтобы обеспечить должный уровень преподавания второго иностранного?

- Если следовать такой логике, можно дойти до абсурда: а давайте не будем лечить серьезные и опасные заболевания, ведь иногда врачи не могут справиться даже с насморком и ОРЗ. Сегодня знание второго иностранного языка – не роскошь, а насущная необходимость. Если мы не хотим проиграть на международном рынке разделения труда, то без знания языков – никуда. Вдобавок ко всему это ответ тем, кто сегодня говорит: Россия рассорилась со всем миром, страна впадает в изоляционизм, скоро здесь будет вторая Северная Корея… Знаете, если желать отгородиться от мира, изучение иностранных языков логично было бы сворачивать, а не увеличивать. Конечно, сегодня в системе школьного образования не все ладно, проблем хватает, и учителей английского, французского, немецкого должной квалификации часто найти нелегко. Но эти трудности не фатальны. Дорогу осилит идущий.

- Если говорить о проблемах современного российского образования, то что вас беспокоит более всего?

- Я довольно много общаюсь с учителями, и вижу, насколько они загружены деятельностью, имеющей мало отношения к собственно преподаванию: отчеты, планы, портфолио (!) учеников, огромный объем внешкольной работы - конкурсы, олимпиады и проч. На мой взгляд, налицо явный перекос в сторону собственно обучения в ущерб воспитанию. Ведь отечественная система образования всегда отличалась тем, что именно школа в той же степени, что и семья, формировала юного гражданина и человека. Именно в школе ему подробно разъясняли «что такое хорошо и что такое плохо». И не только в общеобразовательной школе, но и в художественной, спортивной, музыкальной…. Сегодня этого практически нет.

- Связано ли это с коммерциализацией образования?

- Школу товарно-денежные отношения затронули не так сильно. Все-таки среднее образование у нас все еще бесплатное, хотя у всех на слуху и на виду различные «благотворительные взносы» на ремонт, на мебель, на учебники и т. д. В последние годы этого, правда, стало меньше. А вот коммерциализация высшего образования – это беда. В угоду рыночной конъюнктуре начинают готовить не специалистов, в которых нуждается страна, а представителей тех профессий, на который есть спрос – часто искусственно подогреваемый. То все молодые люди вдруг рванули в юристы, то каждый второй – менеджер. Менеджер чего? В какой сфере? Неважно, главное – менеджер. Вузы открывают платные отделения, где готовы учить на кого угодно -  только плати. Все-таки хорошо бы помнить, что цель образования – не заработок владельцев и руководителей институтов, а подготовка квалифицированных профессионалов. Во всяком случае, так было в советское время, когда высшее образование потому и называлось высшим, что получить его было нелегко. Сейчас же нередко диплом об окончании института фактически покупается.

- Когда говорят, что советское образование было лучшим в мире, сколько здесь правды, а сколько – понятной ностальгии?

- Почти вся медицинская инфраструктура в странах Африки выстроена учившимися в свое время в Советских вузах. А вспомните, сколько нобелевских лауреатов по физике дал Советский Союз. Гагарин полетел в космос не от потирания пальцев друг о друга. Мы до сих пор проедаем наследство, доставшееся нам от Советского Союза, в том числе в сфере образования. Безусловно, школа резко шагнула вперед в том, что касается технологий, технических средств, интерактивного обучения. Но вместе с тем философия школьного обучения, кажется, изменилась не в лучшую сторону. Многие говорят, что современная школа с ее системой тестов часто не учит мыслить, а просто натаскивает на результат (процент ответа по ЕГЭ). Возможно, введение изучения второго иностранного языка в средней школе – это начало качественных изменений, первый шаг к лучшему.

Общественная приемная