Как улучшить работу социального такси в Петербурге: единороссы приняли участие в диалоге пользователей, транспортников и специалистов ведомств

В Северной столице с 2011 года действует социальное такси. Правом пользоваться этой услугой обладают более 320 тысяч петербуржцев: инвалиды-опорники и инвалиды по зрению, дети-инвалиды до 18 лет, люди старше 80 лет – всего 21 категория жителей с ограниченными возможностями здоровья. Реально пользуются услугой около 35 тысяч человек. При этом в последнее время к её качеству у петербуржцев возникло много нареканий, а транспортные предприятия, в свою очередь, жалуются на потерю экономической заинтересованности в этом сегменте перевозок.
Чтобы разобраться в нюансах, в Декаду инвалидов, которая проходит в России с 1 по 10 декабря, на площадке петербургского Заксобрания провели круглый стол с участием представителей профильных ведомств, общественных организаций инвалидов и перевозчиков. Модератором диалога выступил председатель комиссии по соцполитике и здравоохранению Александр Ржаненков (фракция «Единой России»).
Открывая мероприятие, председатель Заксобрания, первый замсекретаря регионального отделения «Единой России» Александр Бельский назвал тему «животрепещущей» и отметил, что его семья тоже пользуется социальным такси для требующего ухода ребенка, и это большое подспорье. «Эта услуга должна быть более доступной для всех категорий. Да, возможно, мы не все решения можем принять сразу, потому что они под собой подразумевают прежде всего финансирование, но надо смотреть, какие решения уже можем принять, чтобы облегчить и так непростую жизнь этих мужественных людей», – сказал спикер.
Представители общественных организаций инвалидов рассказали о тех нареканиях, которые есть у пользователей к работе соцтакси: в колл-центр для оформления заявки трудно дозвониться, специализированную машину для колясочников можно заказать только за одну-две недели до поездки, есть также замечания к этикету водителей, не решены вопросы с остановками такси в зонах платной парковки.
Президент межрегиональной общественной организации инвалидов «На коляске без барьеров», региональный координатор партийного проекта «Единая страна – доступная среда» Юлия Яганова подчеркнула, что в отличие от многих других категорий льготников инвалиды-колясочники не имеют для передвижения по городу других возможностей, кроме специализированного транспорта социального такси. Сейчас заказ на эти машины оформляется за 2-3 недели. Она предложила санкционировать возможность осуществления групповых перевозок колясочников при совпадении адресов доставки и развивать логистику внутрирайонных перевозок, чтобы соцтакси не делали лишний пробег, а смогли бы обслужить больше людей в своем районе.
Ряд предложений по совершенствованию работы соцтакси также внесли руководители региональных отделений Всероссийского общества инвалидов Ольга Вагнер, Всероссийского общества глухих Олег Дуркин и общества слепых – Алексей Колосов.
Со своей стороны, представители транспортных компаний рассказали, как в условиях инфляции несбалансированность нормативов и тарифов на социальные перевозки с реальным уровнем затрат делает для них этот сегмент рынка неинтересным, провоцирует текучку кадров в водительском составе и сокращает автопарк. Если до пандемии социальные перевозки осуществляли около 2700 машин такси, то теперь их около 1700, парк спецтранспорта для колясочников сократился с 62-х до 35 машин. В целом, при существующем годовом объеме финансирования услуги из городского бюджета – 580 миллионов рублей, реальная финансовая потребность оставляет около 1 миллиарда.
Участники круглого стола констатировали, что бизнес-модель в случае с социальным такси не срабатывает, поэтому необходимы меры донастройки системы оказания этой услуги.
По итогам дискуссии решено создать межведомственную рабочую группу для совершенствования работы соцтакси Петербурга. Перечень первоочередных вопросов для рассмотрения уже сформирован:
- динамическое ценообразование на услугу - чтобы дневные тарифы были привлекательнее, чем перемещения в часы пик;
- субсидирование из бюджета приобретения специализированных автомобилей перевозчиками;
- создание Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения по оказанию услуги специального транспортного обслуживания;
- разрешение перемещений соцтакси по выделенным полосам общественного транспорта и урегулирование их остановок в зонах платной парковки.
Спикер Заксобрания Александр Бельский отметил активную работу общественников по защите прав петербуржцев с ограниченными возможностями здоровья. В числе награжденных – региональный координатор партпроекта «Единая страна – доступная среда» Юлия Яганова.